Безопасные и эффективные закупки: выбор надёжных поставщиков и борьба с "откатами"

Безопасные и эффективные закупкиВ России теоретический подход к логистике, и, следовательно, к организации процесса закупок пока еще не являются широко распространенными. Сегодня многие компании стараются проводить работу в этом направлении и на примере наиболее успешных из них можно выделить основные методы, которые могут помочь значительно эффективнее использовать потенциал оптимизации закупок.

На сегодняшний день еще считается, что эффективность закупок более всего зависит от личности специалиста-снабженца. И это во многом, действительно так. В особенности, животрепещущий для многих руководителей вопрос – это «откаты». Степень коррумпированности снабженцев даже в частных фирмах зачастую неприятно удивляет. Если честность сотрудников находится под вопросом и степень доверия к ним относительна, то лучше не рисковать.

Есть методы выбора поставщика, ограничивающие возможность «откатов» и, как следствие, снижающие риск при закупках. Первый метод придумало государство. Это проведение тендеров.




Широко известным и популярным методом является анализ цен поставщиков: из нескольких коммерческих предложений выбирается наиболее выгодное. В крупных компаниях имеет смысл использовать список одобренных поставщиков, который составляют топ-менеджеры. Снабженец же может приобретать что-либо исключительно у одобренного поставщика.

Часто одобренный поставщик не значит самый дешевый. Рейтинг присваивается исходя из целого ряда показателей, как например: полнота ассортимента, сроки доставки, расстояние, наличие сервисного центра (если речь идет об оборудовании) и многое другое. Иногда рейтинги выставляются обезличенно, с помощью программ, и тогда некоторым поставщикам приходится долгое время максимально полно и своевременно отвечать на запросы, прежде чем войти в список рекомендованных к работе.

Безопасные и эффективные закупки: выбор надёжных поставщиков и борьба с “откатами”

Успешность контрактов с поставщиками и минимизацию расходов часто тоже завязывают на личность снабженца. Но для большинства отраслей (70-80%), затраты можно было бы существенно снизить при грамотном управлении спросом и корректировке требований к закупаемым продуктам. Проще говоря, к процессу должен привлекаться специалист, имеющий глубокие знания в специфике работы организации, ее потребностях и особенностях производственного процесса. Такой специалист будет точно представлять основные статьи расходов фирмы и ее потребности, а также улучшать связь отдела закупок с другими подразделениями. Во главе отдела должен стоять человек, обладающий навыками в области информационного взаимодействия, управления проектами и, разумеется, руководящей работы.

На некоторых крупных предприятиях создаются кросс-функциональные группы, в которых снабженцы работают вместе со специалистами других подразделений. Это оправдано в таких областях деятельности, как проектирование, маркетинг, производство и управление качеством. Каждая из межфункциональных групп, со специалистом по закупкам во главе, специализируется на отдельной категории товаров и/или услуг, составляют план и стратегию поставок, проводят анализ рынка. Метод себя оправдал: таким рабочим группам удается выявить скрытые ранее возможности для экономии.

В одной крупной компании руководство поставило цель и задачу снизить затраты на снабжение на 13%. План мероприятий предусматривал совместную работу нескольких подразделений. Спустя контрольный срок, руководство заметило, что инициатива, исходящая от отдела закупок, спровоцировала действия и в других отделах. Инженеры компании смогли помочь в реализации поставленной цели уже на этапе разработки продукции, и, что интересно, несколько из них перешли в отдел закупок на постоянную работу.

Как можно заметить, в сфере закупок есть много подводных камней и особенностей. Поэтому не стоит игнорировать изучение теоретической базы логистики и новых методов оптимизации ее работы.

comments powered by HyperComments

29.06.2013
09:39
Рубрика: Логистика