Что такое взаимозачет и как его провести в «1С. Бухгалтерии»?

Взаимозачет — это довольно распространенная бухгалтерская операция, в результате которой удобным для обеих сторон способом прекращаются все встречные обязательства. Однако при всей внешней простоте, эта операция требует строгого соблюдения требований Гражданского и Налогового кодексов. Особенно много вопросов у бухгалтеров возникает в связи с изменениями Налогового кодекса, новая редакция которого была принята в 2007 году.

Взаимозачет возможен только тогда, когда соблюдаются следующие условия:

  1. Однородность встречных требований. Например, если организации, между которыми осуществляется взаимозачет, должны друг другу денег. А вот в случае, когда одна организация должна денег, а другая собирается предоставить ей заем, то такие отношения не могут считаться взаимозачетом.

  2. Срок погашения долгов со стороны обеих организаций должен наступить. Если же сроки не совпадают, то взаимозачет следует проводить тогда, когда наступит более поздний из них.

  3. Заявление хотя бы одной из организаций, участвующих во взаимозачете. При этом вторая сторона должна предоставить документ, подтверждающий факт своего уведомления о взаимозачете. С этой ролью вполне может справиться уведомление, которое подтвердит вручение заказного письма и будет содержать опись вложений.




Если взаимозачет осуществляется между организациями, которые имеют равнозначные задолженности друг перед другом, то долг гасится целиком. В противном случае частичность погашения долга в обязательном порядке должна быть отражена в соответствующих документах.

Как же провести операцию по взаимозачету в «1С. Бухгалтерия»? Для лучшего понимания и наглядности покажем это на примере.

Существует две компании – А и Б. А отгрузила Б товар на общую сумму 5000 рублей. Б оказало А услуг на сумму 6000 рублей. Компания А хочет выступить инициатором взаимозачета. Для этого ей необходимо направить Б письмо с соответствующим предложением. Если партнер не будет возражать, то составляется акт о взаимозачете.

Что такое взаимозачет и как его провести в «1С. Бухгалтерии»?

Затем в программе «1С. Бухгалтерия» открывается документ «Корректировка долга», который находится в меню «Продажа» или «Покупка» (см. на рисунке выше). Появляется панель, где следует выбрать клавишу «Добавить». В открывшемся окне выбираем операцию «Проведение взаимозачета». Теперь в появившейся форме заполняем поля «Кредитор», «Дебитор» и «Валюта». Когда необходимая информация внесена, щелкаем по кнопке «Заполнить», после чего все остальные поля заполнятся автоматически.

Среди прочего в появившейся форме будет отражена информация о размерах кредиторской и дебиторской задолженностей. Для того чтобы можно было осуществить взаимозачет, эти показатели должны быть равными. В случае, как в нашем примере, когда между этими данными есть разница, можно договориться с партнером провести взаимозачет на одинаковую сумму. Если такая договоренность достигнута, то нужно вручную подкорректировать размер кредиторской задолженности, чтобы он сравнялся с суммой дебиторского долга. Когда это будет сделано, то внизу справа высветится слово «Взаимозачет».

Теперь можно нажимать на кнопку «Записать», после чего будет сформирована печатная форма и документ проведется. Одновременно будут сформированы и проводки для бухучета.

comments powered by HyperComments

20.06.2013
21:37
Рубрика: Бухгалтерский учет