Как оформить передачу товаров в счет погашения займа? Рекомендации бухгалтеру

Как оформить передачу товаров в счет погашения займа: примерХозяйственные отношения многообразны и сложны. Нередко заключение одного договора требует оформления дополнительных обязательств, а условия сотрудничества меняются в процессе исполнения сделки. В последнее время участились случаи возврата займов путем передачи кредитору определенных материальных ценностей. Как оформлять такие операции? Предлагаем краткую инструкцию, составленную с учетом мнения опытных юристов и бухгалтеров.

Вопросы документирования

При возврате займа товарами потребуется подписать особое соглашение к договору. В нем необходимо указать, что стороны достигли согласия по указанному поводу. Кроме того, партнеры должны определить стоимость продукции, судьбу пени, процентов, а также порядок соотнесения расходов на погрузку, транспортировку и упаковку. С момента подписания указанного соглашения займодавец приобретает статус покупателя, а заемщик – продавца. Оформлять отношения потребуется соответственно.




Работа бухгалтера займодавца включает:

  • учет поступившей продукции, стоимость которой равна объему обязательства;
  • внесение согласованной стоимости в раздел «расходы»;
  • указание суммы процентов в разделе «внереализационные доходы»;
  • перевод средств, переданных партнеру в форме займа, в категорию авансовых платежей по договорам поставки;
  • фиксация прихода продукции, получение отгрузочного счета-фактуры, учет входящего НДС.

Если организация-займодавец применяет упрощенный режим налогообложения, стоимость товаров учитывается в разделе «расходы», а обязательство погашается полностью. В случае возврата продукцией только основного долга, предпринимателю потребуется все же отразить поступление процентов. Условие о порядке расчетов по договору должно быть максимально точным и прозрачным.

Заемщик-продавец должен совершить следующие действия:

  • учесть доход, получаемый от реализации товаров (погашение займа продукцией является операцией, облагаемой налогом на прибыль);
  • внести в графу «расходы» покупную стоимость переданных материальных ценностей, либо затраты на их производство;
  • все выплаченные займодавцу проценты включаются в состав внереализационных расходов с учетом существующих нормативов;
  • выставить счет-фактуру с НДС на оплату аванса (не позднее 5 суток со дня подписания дополнительного соглашения);
  • после отгрузки товара оформить отгрузочный счет-фактуру, начислить НДС и учесть его в журнале.

Если заемщик выбрал в качестве системы налогообложения УСН, средства, полученные от займодавца, становятся доходом в день заключения соглашения о новации. Затраты на изготовление или приобретение переданной в уплату долга продукции предприниматель вправе учесть в разделе «расходы».

Объясняем на примерах

Изложенное выше станет понятным после рассмотрения конкретной ситуации. Допустим, что некое предприятие «Рассвет» передало в качестве займа фирме «Закат» сумму в размере 115 000 рублей. С учетом процентов за использование средств долг увеличился еще на 3000. По истечении срока обязательства стороны заключили соглашение о новации, заменив возврат средств поставкой мебели на сумму 118 000 рублей. На изготовление товаров было потрачено 85 000.

В результате бухгалтер организации-займодавца составил следующие проводки

Дебет:

  • предоставленные займы(58) – 115 000 (день заключения договора займа);
  • расчеты с дебиторами и кредиторами (76) – 3000;
  • расчеты с поставщиками (60) – 115 000;
  • расчеты с поставщиками (60) – 3000;
  • товары (41) – 100 000;
  • входящий НДС – 18 000;
  • расчеты по налогам (субсчет НДС 68) – 18 000.

Кредит:

  • расчетные счета (51) – 115 000 (в день заключения договора займа);
  • прочие доходы (субсчет 91) – 3000;
  • предоставленные займы (субсчет 58) 115 000;
  • расчеты с разными дебиторами (76) – 3000;
  • расчеты с поставщиками (60) – 100 000;
  • расчеты с поставщиками (60) – 18 000;
  • НДС по ценностям (19) – 18 000.

Таким образом, займодавец оформил возврат займа в виде поставки товара. При этом не были нарушены нормы действующего законодательства. В качестве документов выступили договор займа, расчет начисления процентов, соглашение о новации, счета-фактуры от продавца-заемщика.

Бухгалтер продавца также выполнил ряд проводок

Дебит:

  • расчетные счета (51 или 67) – 115 000 (дата заключения договора займа);
  • прочие расходы (субсчет 91) – 3 000;
  • расчеты по займам (66) – 118 000;
  • расчеты с покупателями (62) – 18 000;
  • расчеты с покупателями (62) – 118 000;
  • себестоимость продаж (субсчет 90) – 85 000 (стоимость затрат на изготовление мебели);
  • субсчет НДС (90) – 18 000;
  • субсчет НДС (68) – 18 000.

Кредит:

  • расчеты по краткосрочным займам (66) – 115 000;
  • проценты по займам (66) – 3000;
  • расчеты с покупателями (62) – 118 000;
  • расчеты по налогам (субсчет НДС 68) – 18 000;
  • выручка (90) – 118 000;
  • товары (41) – 85 000;
  • субсчет НДС (68) – 18 000;
  • расчеты с покупателями (62) – 18 000.

В бухгалтерии продавца после завершения всех операций находились договор займа, соглашение о новации, счета, выставленные покупателю, а также акты о передаче товара на склад.

Таким образом, оформление погашения займа товарами является не такой простой операцией. Бухгалтеру и юристу потребуется уделить особое внимание составлению первичных документов, а также указать все необходимые сведения в соглашениях.

26.11.2013
10:21
Рубрика: Бухгалтерский учет