Как провести конкурентную разведку? Шесть шагов к успеху

Как провести конкурентную разведкуГрамотное проведение конкурентной разведки – залог успешного развития любого бизнеса. Техники сбора информации формировались в течение долгих лет. Предприниматели методом проб и ошибок повышали эффективность оценок, преодолевая самые различные барьеры. Сегодня плоды трудов предшественников доступны даже начинающим коммерсантам. Провести комплексное исследование можно по методу шести шагов.

Определение перечня основных конкурентов

Анализ окажется полезным только при изучении опыта организаций, действующих в одном регионе. Оценке подвергаются лишь реальные конкуренты. Именно поэтому бизнесмену потребуется провести мониторинг и выявить крупнейших участников рынка.

Сделать это можно следующими способами:

  • запрос выписки из государственного реестра (электронные документы предоставляются мгновенно и бесплатно на сайте налоговой службы);



  • изучение информации о лицензиатах, членах СРО (сведения также предоставляются безвозмездно по запросу заинтересованного лица);
  • исследование телефонных справочников и бизнес-сборников по региону;
  • поиск фирменных сайтов, коммерческих групп в социальных сетях;
  • посещение тематических мероприятий (конференций, выставок, деловых встреч).

По завершению данного этапа составляется список лиц, информацию о которых предстоит собрать. Это своего рода подготовительная работа к комплексной оценке.

Изучение предложения

Эта стадия включает подробное исследование ассортимента региональных магазинов. Анализ продукции, представленной на полках супермаркетов, дает возможность определить долю рынка по каждому конкуренту. В качестве основных инструментов получения информации следует назвать:

  • опрос продавцов;
  • обход наиболее крупных магазинов (формирование списков продукции);
  • обзор каталогов на сайтах и т.д.

Получить достоверные данные можно также по итогам оценки активности рекламной деятельности тех или иных компаний.

Анализ фирменных сайтов и виртуальных страниц

Значительный объем информации можно почерпнуть при изучении интернет-площадок конкурентов. Специалисты рекомендуют уделять внимание:

  • дизайну (большинство продаж базируются именно на эмоциональном аспекте);
  • техникам продвижения продукции (использования НЛП, методов повышения эффективности рекламы и прочее);
  • акциям, льготным программам (удачные идеи конкурентов помогут поднять уровень продаж, решить иные проблемы);
  • преимуществам продукции (возможно, появятся идеи по совершенствованию собственного товара);
  • интересным инструментам привлечения покупателей и мн. др.

Принципы увеличения трафика виртуальных ресурсов можно оценить при помощи ряда полезных сервисов. В Интернете действуют площадки для бесплатного анализа содержимого любого сайта. Такие ресурсы помогут получить сведения об эффективности использования ключевых слов, статистики запросов пользователей.

Изучение отзывов

Получить информацию о мнении потребителей предприниматель может при помощи:

  • мониторинга данных в Интернет (существуют специальные сайты для размещения отзывов о компаниях);
  • опросов (можно организовать сбор сведений с привлечением СМИ, наемных работников и пр.);
  • заказа исследования в специализированных центрах.

Анализируя полученную информацию, предприниматель сможет выделить основные ценности потенциального потребителя. По сути, он получит возможность обратить недостатки конкурентов в свои преимущества.

Пробная покупка

Весьма ценные сведения дает прием «пробная покупка». Предпринимателю потребуется посетить представительство каждого конкурента. Тратить средства при этом совсем не обязательно. Необходимо лишь сыграть роль придирчивого клиента. В процессе непосредственного общения с сотрудниками можно получить сведения:

  • о правилах обслуживания;
  • о состоянии зданий, мебели, используемых конкурентом;
  • о наличии и типе вывески;
  • об уровне подготовки продавцов и прочих сотрудников;
  • о доступности салонов, офисов, магазинов;
  • о реальных ценах, возможности получения скидки или участия в акциях;
  • об особенностях оформления и многое другое.

Прием считается весьма эффективным и активно применяется в западных странах. В России методика еще только набирает популярность.

Подведение итогов

Полученные сведения потребуется критически оценить. Эксперты рекомендуют обращать внимание, прежде всего, на преимущества конкурентов. Если предпринимателю удастся разработать уникальное предложение по каждому направлению, продукция будет востребована на рынке. Недостатки анализируются с точки зрения их практической пользы. При разработке маркетинговой стратегии отсутствие негативных черт может быть подано, как одно из достоинств марки.

Итогом конкурентной разведки должны стать эффективные приемы, разработанные на основе опыта других бизнесменов. Отчеты направляются также в отделы по рекламе. На их основе формируются действенные программы продвижения.

В завершение стоит напомнить о необходимости детального анализа. Поверхностное изучение конкурентов не даст заметных результатов. Копирование идей, как правило, приводит к неудаче. Результаты разведки должны служить основой для разработки собственных, более совершенных программ и схем.

21.09.2014
22:03
Рубрика: Маркетинг