Каждый пятый российский стартап работает без бизнес-плана

Опрос среди стартаперовВыпускник Московского государственного университета Данил Вязовов провел собственное исследование, посвященное двум направлениям. Это качества, которыми должен владеть предприниматель для успеха компании, и определение главных десяти критериев для успешного стартапа.

В исследовании приняло участие 54 команды. Отвечая на вопрос о правдивости ответов опрашиваемых команд, его автор отмечает следующее.

Несмотря на малое количество респондентов, их ответы достаточно честные, поскольку при опросе не задевались важные для развития фирм вопросы и оглашение требуемой информации ничем им не вредило. Тот факт, что опрос был телефонным, без заполнения анкет, также располагал к правдивости. Кроме того, ответы давались довольно охотно, без обиняков, открыто, что встречается по статистике таких исследований не чаще 33% среди опрашиваемых.

Результаты опроса по критериям успешной компании




  1. Уверенность в своих силах и целеустремленность.

    Планы по достижению лидерской позиции на отечественном и зарубежном рынках имеет 31% фирм-респондентов.

  2. Количество владельцев.

    68% управляется одним руководителем, остальные 32% делят руководство между двумя совладельцами.

  3. Руководство советами наставника.

    Такового не имеют 38% респондентов и еще 27% обращаются к ним не чаще одного раза в месяц.

  4. Профессиональный опыт.

    Руководитель в прошлом – менеджер в 21% случаев, владелец интернет-фирмы – 62%

  5. Наличие бизнес-плана.

    Имеют и регулярно корректируют согласно нужд фирмы не чаще одного раза в три месяца – 30% опрошенных, не имеют совсем – 24%.

  6. Общение с клиентами.

    Общение с клиентами больше одного раза в неделю производит 43%, меньше четырех раз в месяц – 24%

  7. Наличие метриков.

    С привязкой к финансовой мотивации – 67%, без таковой – 24%

  8. Вариативность.

    Никогда не меняли направления производства или модели ведения бизнеса – 20%, меняли хотя бы один раз – 58%, 22% производили серьезные перемены неоднократно.

  9. Повышение квалификации.

    Ни одна фирма-респондент не имеет в расходных своих частях и общих планах повышение квалификации сотрудников штата, а также руководителей.

  10. Привлечение инвестиций.

    61% опрошенных уже имеют опыт привлечения инвесторов, а еще 17% использовали венчурное финансирование не один раз.

Корреляция между скоростью развития фирмы и ее рентабельности

По результатам исследования оказалось, что нет единого устава для всех периодов развития компании. Каждый стартап уникален и динамичен. На каждом этапе развития формируются все новые критерии успешности, неактуальные на следующем. Уровень зависимости между скоростью развития компании и успеха ее на рынке меняется с течением времени, с тенденцией к уменьшению темпа и увеличению рентабельности.

С ходом времени факторы успеха, актуальные для стартапа, отживают себя, с дальнейшим ростом и расширением фирмы появляются и новые критерии.

Самый высокий процент зависимости успеха оказался от количества владельцев компании. Видимо, это связано с большей суммарной компетенцией руководителей, дающей им предрасположенность к более предусмотрительному и квалифицированному управлению фирмой.

Подводя итоги

Можно сделать ряд выводов, способных помочь фирмам-новичкам, находящихся на стадии стартапа, выйти на правильное направление развития:

  • должен быть сформирован на весь срок существования компании компетентный состав команды,

  • необходимо вести фиксацию показателей развития компании на всех его стадиях, делать выводы и ставить на самую удачную комбинацию,

  • вести фиксацию показателей развития на разных стадиях, в соотношении с компетенцией руководителей.

  • руководителям быть готовыми к переквалификации как фирмы, так и собственной, еще на стадии стартапа.

Лучше иметь постоянного советника или наставника, чтобы в случае неизвестной ситуации получить своевременный квалифицированный совет, что предотвратит принятие ошибочного решения.

comments powered by HyperComments

4.04.2014
11:31
Рубрика: Малый бизнес