Новые правила работы с кредитными учреждениями и налоговыми органами

Правила работы с налоговыми органамиСущественные коррективы были внесены в правовую регламентацию сотрудничества с банками в 2013 году. Законодателем было расширено толкование термина «легализация доходов», введены новые термины и правила. Теперь под легализацией преступных доходов понимают отмывание денег, полученных в результате совершения любых преступлений. Напомним, ранее в эту сферу не попадали дела об уклонении от оплаты налогов или таможенных сборов. С 2013 года указанные исключения ликвидированы.

Вступление в силу поправок предполагает реализацию следующих нововведений:

  • установление обязанности компаний извещать кредитные учреждения о бенефициарных владельцах;

  • введение обязанности банков собственными усилиями получать информацию о бенефициарных владельцах;

  • появление возможности признания таковыми руководителей организаций;

  • введение права на отказ от заключения, либо внесудебное расторжение договора банковского обслуживания с клиентами, вызывающими подозрения (в сфере отмывания доходов);




  • запрет на предъявление правоохранителями требований о предоставлении справок, отражающих операции по счетам юридических лиц без соответствующего судебного акта (при наличии такого решения допускается получение информации в рамках расследования любых преступлений).

Указанные требования являются обязательными, а их несоблюдение влечет наложение внушительных санкций.

Изменение регулирования отношений с налоговыми органами

Существенно увеличились полномочия налоговых инспекторов. Теперь сотрудники территориальных органов ФНС РФ вправе требовать от представителей фирм предоставления не только сведений о совершенной сделке, но и документы по ней. Ранее такие бумаги оставались закрытыми и могли быть получены лишь при проведении выездной проверки.

Ужесточились требования к порядку уведомления налогоплательщика. С 2013 года все письма, акты, протоколы и прочие документы будут направляться строго по юридическому адресу.

Расширились возможности фискалов по взысканию недоимок. Головное и дочернее предприятия отвечают по долгам в рамках налоговых требований при условии неспособности удовлетворить предъявленные претензии. Правило действует, если после получения извещения о проведении выездной или камеральной проверки налогоплательщиком было передано какое-либо имущество. Взыскивается недоимка с головных, либо дочерних компаний даже при отчуждении товарно-материальных ценностей через цепочку посредников. Основная цель нововведения – исключить возможность сокрытия средств от взыскания.

Что изменилось в порядке признания организации банкротом?

Законодатель установил две ситуации, в которых граждане, контролирующие компанию-должника, несут субсидиарную ответственность по долгам:

  • совершение в пользу такого лица сделок по отчуждению имущества или выплате крупных сумм (учитываются подозрительные сделки с явным предпочтением);

  • отсутствие бухгалтерских документов, либо существенное искажение данных в них (допускается привлекать в качестве ответственного лица главного бухгалтера).

Скрыть имущество от взыскания путем реализации различных схем отчуждения будет крайне сложно, а в большинстве случаев невозможно.

Сотрудничество налоговых, правоохранительных органов и банков стало более тесным, что позволило сократить время проведения расследований или проверок. Более того, законодатель детально проработал схему возмещения вреда бюджету даже в ситуации несостоятельности организации. Эксперты положительно оценивают нововведения и рекомендуют практикующим юристам внимательно их изучить.

20.10.2013
09:57
Рубрика: Банковская деятельность