Особенности разработки эффективного бизнес-плана

Содержание и особенности расчетов в бизнес-планеРеализация любого коммерческого проекта требует от предпринимателя определенных навыков планирования. Экономическое обоснование, показатели рентабельности и окупаемости, объем затрат – все это необходимо оценить еще до начала работы на рынке. Решить поставленную задачу поможет особый документ – бизнес-план.

Содержание и особенности расчетов

Подготовить бизнес-план предприниматель может самостоятельно. При разработке документа выделяют следующие этапы:

  • общее описание коммерческого проекта;
  • изучение предложения на рынке;
  • разработка технологии производства (организации бизнес-процессов);
  • определение перечня необходимого оборудования;
  • исследование рынка сырья, материалов;
  • выявление источников финансирования;
  • выбор налогового режима;



  • определение минимального объема затрат (включая расходы на привлечение сотрудников).

Каждая стадия подготовки бизнес-плана предполагает изучение и анализ показателей, формирование выводов. Для определения уровня рентабельности проекта потребуется установить следующие основные показатели:

  • объем затрат на основные средства, материалы, сырье;
  • размер расходов на аренду или покупку помещения (офиса, производственного цеха);
  • затраты на оплату труда работников, а также налогов;
  • проценты по кредитам или прочим заемным средствам;
  • планируемый объем выпускаемой продукции;
  • среднюю стоимость единицы товара, а также общий объем выручки;
  • текущие расходы (коммунальные платежи и пр.).

Эксперты отмечают, что каждая позиция бизнес-плана должна основываться на средних показателях не менее чем 5-ти действующих компаний региона. В числе материалов для подготовки расчетов потребуется использовать счета розничных компаний, данные оптовых баз, а также информацию, публикуемую СМИ.

Основные требования к бизнес-плану

Очень часто подготовкой бизнес-плана предприниматель занимается с целью получения субсидий или льготных кредитов. Потребуется этот документ для привлечения иных видов инвестиций. Стандартный план коммерческого предприятия должен включать:

  • Резюме

    В данном разделе описываются особенности фирмы, определятся ее организационная форма, наименование, тип собственности и пр. В этом разделе указывается размер уставного капитала, а также может быть представлена фирменная символика. Если документ разрабатывается для кредитора, то в разделе следует указать имущество, которое будет передано в обеспечение.

  • Описание

    Предпринимателю потребуется указать отраслевую принадлежность, выявить особенности работы компании. Раздел должен включать информацию о возможностях продвижения продукции на рынке, перспективы развития бизнеса в данном направлении.

  • Презентация услуг (товаров)

    В этой части бизнес-плана необходимо детально описать продукцию или услугу. Предприниматель должен определить круг потребителей, указать среднерыночную (оптовую и розничную) стоимость, разъяснить недостатки и достоинства.

  • Анализ рынка

    Раздел посвящается исследованию существующего спроса и предложения на региональном рынке. Бизнесмену потребуется определить уровень насыщения рассматриваемым типом продукции и рассчитать риски.

  • Производство

    Данная часть должна содержать подробное описание технологии, а также включать полный перечень оборудования, инструментов и объема потребляемого сырья, материалов.

  • План сбыта

    При составлении бизнес-плана особое внимание следует уделять данному разделу. Организация сбыта продукции – залог успешной коммерческой деятельности. Оптимальным вариантом будут указание конкретных оптовых покупателей, изъявивших желание сотрудничать с новым производителем.

  • Финансовая часть

    Обобщающий раздел должен включать анализ вышеприведенных данных. Финансовая часть строится на основе расчетов валовой выручки, общего объема затрат. В этом разделе приводятся точные показатели окупаемости и рентабельности проекта.

Таким образом, самостоятельная разработка бизнес-плата – задача сложная, но выполнимая. Оптимальным вариантом будет совместная подготовка документа с привлечением опытных специалистов. Такой подход позволит учесть специфику рынка конкретного региона страны, особенности производственной деятельности и, в конечном счете, обеспечить максимальную эффективность проекта.

21.05.2013
09:00
Рубрика: Малый бизнес