БизнесФинансыЭкономика Фондовый рынокНедвижимостьТехнологии

Подорожание бензина в 2015 году в Казахстане: правдивы ли слухи?

Подорожание бензина в 2015 году в КазахстанеСогласно мнениям некоторых аналитиков, будущий год не принесет потребителям горюче-смазочных материалов неприятных сюрпризов в виде повышения цен. Несмотря на то что ранее прогнозы были не столь радужные, динамика повышения стоимости бензина в текущем году была незначительной.

Цифры прогнозов

Как было сказано выше, подорожание бензина в 2014 году не удивило экспертов: литр горючего марки 92\93 стоил не более 128 тенге. И если сравнить эту сумму с прогнозными показателями, которые были как минимум на 10 % больше реальных, нетрудно сделать вывод, что эти цифры были слегка завышенными.

Однако на рынке топливных материалов напряжение спало лишь временно, поскольку потребители и аналитики все-таки ожидают некоторого повышения в данном секторе в ближайшие несколько месяцев. Связано это с ожидаемой волной (уже не первой) девальвации денежной единицы Казахстана (тенге). Вслед за этим идет повышение цен на товары и услуги, в числе которых горюче-смазочные материалы.

На фоне этого выглядят не слишком оптимистичными прогнозы экономических аналитиков на следующий год: средняя цена на самую потребляемую марку бензина будет не менее 145 тенге за литр, соответственно, более дорогие марки повысятся в стоимости еще больше.

Экономическое обоснование: какова реальная цена бензина?

На сегодня справедливая цена для бензина «народной» марки составляет около 150 тенге за литр. В стоимость вошли абсолютно все затраты производителей, налоги и пр. Почему же розничная цена не дотягивает до этого уровня? Скорее всего, дело в долгоиграющей стратегии стремления к одинаковой стоимости на топливо в Казахстане и России. Если учитывать, что в России налоговая нагрузка на нефтедобытчиков будет повышаться, цены в федерации будут расти. Соответственно, повысятся и издержки отечественных производителей нефтепродуктов.

Стоит отметить, что ситуация во многом обусловлена возросшим спросом на топливо в Республике Казахстан, вследствие чего с российскими компаниями были заключены дополнительные контракты на поставку ГСМ. При этом экспертами отмечается отрицательный экономический эффект от этих действий.

Импортозависимость рынка топлива Казахстана – проблема, которую руководство страны решает путем введения граничных цен на розничную продажу топлива. Эта мера помогает лишь временно снять ажиотаж, однако ничего, по сути, не решает. Соответственно, мнения аналитиков относительно подорожания бензина в 2015 году в Казахстане имеют под собой более чем реальное основание.








Яндекс.Метрика