Риск менеджмента предприятия

Виды рисков менеджментаСоздание и развитие успешного бизнеса напрямую зависит от важного фактора – риска. Тем не менее, рисками, как и процессом производства, закупки сырья или товара, можно управлять. Для этого необходимо выработать собственную систему по управлению рисками и регламентировать это соответствующим документом. Документ должен быть одобрен и подписан высшим руководством организации и должен включать следующие части:

1. Определение понятия «риска», приемлемое для данного предприятия.

Определение термина «риск» в предпринимательской деятельности характеризует такие понятия, как вероятность потери части собственных ресурсов предприятия, упущенная выгода или появление незапланированных расходов по тем или иным причинам.

2. Классификация рисков:

  • Кредитные – возможные финансовые потери в результате отказа контрагента выполнить полностью или частично свои кредитные обязательства.

  • Рыночные – вероятные финансовые потери предприятия вследствие изменения конъюнктуры рынка.




  • Риски ликвидности – вероятность убытка предприятия вплоть до объявления банкротства из-за непрофессионального управления дебиторской и кредиторской задолженностями.

  • Операционные – потенциальные финансовые потери предприятия, вызванные некомпетентностью персонала, нарушением технологического процесса или сбоями в производстве.

  • Юридические – вероятные потери возникают из-за даже незначительных изменений в законодательстве, системе налогообложения и т.д. Внутренняя документация компании должна соответствовать законодательным требованиям.

3. Цели.

Повышение рентабельности предприятия, минимизация потерь и максимизация доходов.

4. Департамент управления рисками.

В обязанности департамента управления рисками входит выявление рисков, которым подвержено предприятие, их оценка и сортировка, разработка пошагового плана управления рисками. Также департамент обязан информировать о рисках руководство предприятия и консультировать по рискам остальные подразделения компании.

5. Принципы управления рисками:

Управление кредитными рисками.

Предварительно компания определяет лимит потерь. У каждого предприятия он составляет в среднем 15-30% от собственного капитала. Также проводится кредитный анализ контрагентов. По результатам анализа составляется сводная таблица рейтингов кредитоспособности клиентов. Если сделка с контрагентом характеризуется риском финансовых потерь, превышающих установленный лимит, она отклоняется.

Управление рыночными рисками.

Устанавливается система лимитов потерь для различных активов компании (готовой продукции, инвестиционных и валютных портфелей, патентов, товарных знаков, торговой марки, и т.д.), подверженных влиянию рыночных рисков.

Управление рисками ликвидности.

Составляется и анализируется план денежных потоков компании. Размеры и сроки поступлений и выплат корректируются в зависимости от выявленных рисков. При обнаружении разрывов между поступлениями и выплатами необходимо перераспределить движение денежных средств либо взять краткосрочный кредит для их покрытия.

Управление операционными рисками.

Контролируется изношенность оборудования, определяются необходимые мероприятия по профилактике сбоев, своевременной замены запчастей. Также персонал совершенствует свои знания и навыки в работе на новом оборудовании.

Управление юридическими рисками.

Для минимизации юридических рисков важно любые процессы в компании подвергать юридической проверке и согласованию. Любые бизнес-процессы должны согласовываться с юридическим отделом предприятия и визироваться.

comments powered by HyperComments

7.12.2012
08:16
Рубрика: Менеджмент