Рынок совершенной конкуренции: описание теоретической модели

Рынок совершенной конкуренцииОсновным отличительным признаком совершенной конкуренции является наличие на рынке множества продавцов, предлагающих неуникальный, стандартный товар. Ключевые игроки не могут повлиять на динамику средней рыночной стоимости, поэтому колебания спроса основаны лишь на неценовых преимуществах товаров. Именно этот факт заставляет производителей бороться за благосклонность потребителя не путем демпинга, а с помощью усовершенствования базовых характеристик продукта.

Особенности совершенной конкуренции

Особенностью рынка совершенной конкуренции можно считать примерно одинаковый уровень осведомленности в рыночных процессах всех без исключения его игроков. В пример можно привести реальный рынок, на котором имеются свои, давно сложившиеся цены. Влиять на них нет инструментов ни у покупателей, ни у продавцов.

Состояние совершенной конкуренции более всего выгодно новичкам. В условиях монополии вход новых, изначально мелких производителей продуктов на рынок практически невозможен. Крупные производители вытесняют мелких, поглощая их либо устраивая «ценовой бунт». В теории, совершенная конкуренция позволяет беспрепятственно новым производителям выходить на узкоспециализированные рынки со своей продукцией. В таком случае спрос на нее будет регулироваться лишь качеством, инновационностью и соответствием ожиданий потребителей.




Так же обстоят дела и с выходом из рынка. Вообще, свобода рыночной миграции очень характерна для рынка совершенной конкуренции. Благодаря ей ситуация остается стабильной, ведь ни вход, ни выход какого-либо участника из рынка не отображается на его состоянии.

Описание характеристик

Зачастую, эффективность рынка совершенной конкуренции определяется его точечным состоянием. В статическом положении такой рынок выглядит так:

  • Наличие большого количества мелких субъектов спроса и предложения.
  • Однородность продукта в плане цены и основных характеристик.
  • Слабые контролирующее инструменты с позиции цены, ассортимента, объема.
  • Свободное перемещение (входа и выход) внутри рынка.

Следует отметить, что все рассуждения о модели рынка совершенной конкуренции в чистом виде находятся в теоретической плоскости. На практике такие высокосбалансированные системы взаимодействий не встречаются. Это идеальная структура, некий экономический вакуум, в котором можно лишь разглядеть чистые, абстрактные закономерности, без учета реальных факторов.

Некое подобие совершенной конкуренции можно отметить на рынке акций и других ценных бумаг, а также сельскохозяйственной продукции. Игроки этих рынков не могут существенно повлиять на цену в общем масштабе. Это состояние подтверждено биржевой организацией торговли на указанных рынках. Посредничество биржи, в данном случае, играет важнейшую стимулирующую роль для появления новых игроков.

Не стоит сравнивать рынок совершенной и несовершенной конкуренции, поскольку первый – лишь идеальная теоретическая модель, которая вряд ли когда-либо приблизится к практике.

comments powered by HyperComments

15.12.2013
11:23
Рубрика: Экономика