Устав коммерческой организации: содержание и особенности составления

Как составить устав коммерческой организацииС 2014 года устав стал обязательным учредительным документом для всех типов юридических лиц. Единственным исключением из этого правила оказались товарищества. Напомним, что этот вид организаций не регистрируется в ЕГРЮЛ. Участники, решившие создать коммерческое предприятие, обязаны утвердить основной документ на общем собрании. Увеличение правового значения устава вынудило юристов уделить особое внимание его содержанию и порядку разработки. Типовые формы уже не могут удовлетворить потребности бизнеса. Эффективная работа компании возможна только на основе документа, учитывающего специфику деятельности и особенности взаимоотношений собственников.

Форма или содержание?

При разработке устава важно и то, и другое. Составляется документ на бумажном носителе, листы нумеруются и прошиваются канцелярской нитью. После утверждения устав опечатывается, а данные о решении учредителей проставляются на титульной странице.




К содержанию законодатель предъявляет не менее строгие требования. Документ должен полностью соответствовать положениям нормативно-правовых актов, касающихся конкретной организационной формы юридического лица.

Наиболее распространенными в России являются хозяйственные общества. Устав ООО, например, должен включать следующие разделы:

  1. Общие положения

    Вступительная часть составляется с указанием полного, а также сокращенного наименования компании, места ее расположения, основных целей и задач. В этом разделе прописывают ссылки на нормативные акты, в соответствии с которыми создается юридическое лицо.

  2. Виды деятельности

    Устав в обязательном порядке должен содержать информацию о коммерческих направлениях и проектах, реализуемых фирмой. Детализация не требуется. Достаточным считается перечисление формулировок ОКВЭД. Отыскать их можно в специализированных справочниках-классификаторах.

  3. Структура общества

    При разработке документа потребуется уделить внимание описанию системы управления. Здесь обязательно указываются все представительства и филиалы, определяется вид органов контроля и исполнения. В качестве таковых юристы называют общее собрание – высшее звено, директора или правление, ревизионную комиссию и прочее. Далее по каждому направлению составляется самостоятельные разделы. В них прописываются полномочия указанных органов, обязанности, функции и правовой статус должностных лиц.

  4. Уставной капитал

    В этой части устава необходимо определить:

    • стоимостной эквивалент (с учетом минимально допустимого размера, утвержденного законом для конкретной организационной формы);

    • порядок оплаты (деньгами, ценными бумагами, объектами интеллектуальной собственности, недвижимостью, техникой, транспортом или иным имуществом);

    • срок исполнения обязанностей учредителями (допускается отсрочка оплаты доли на период до 4 месяцев с момента регистрации компании).

    Кроме того, раздел должен содержать правила увеличения или сокращения размера капитала компании. Здесь же юристы рекомендуют прописывать порядок выхода участника, а также процедуру выплаты стоимости доли.

  5. Эмиссия ценных бумаг

    Данный раздел необоснованно оставляли без внимания долгое время. Сегодня использование финансовых инструментов является залогом развития компании. Привлекать дополнительный капитал путем выпуска эмиссионных ценных бумаг, а также в форме выдачи векселей и регистрации биржевых облигаций могут практически любые компании. Именно поэтому при составлении устава следует внимательно обсудить условия такой деятельности.

  6. Другие разделы

    Дать характеристику всех частей документа в одной публикации сложно. Устав коммерческой организации должен содержать исчерпывающую информацию. Здесь обязательно прописываются правила контроля деятельности исполнительного органа, распределения доходов, порядок организации собраний собственников, проведение ревизий, реорганизации и ликвидации, а также основы документооборота и налогообложения.

Содержание основного документа компании подвергается тщательному анализу в момент утверждения, а затем направляется на правовую экспертизу ( в ходе регистрации). Ошибки или противоречия могут стать основанием для отклонения заявления налоговыми органами и отказом в признании правоспособности фирмы.

Кто должен составлять документ?

Целесообразность привлечения юриста к разработке устава не вызывает сомнений. Использование типовых форм считается недопустимым. Даже в ходе профессиональной адаптации шаблона высока вероятность допущения ошибок и несоответствий. Если регистрацию в налоговых органах такие формы еще проходят, то в процессе осуществления коммерческой деятельности опираться на них нельзя. Нередко уже в первые месяцы работы собственники вынуждены дорабатывать основной документ компании. В противном случае фирма обречена на постоянные споры и конфликты.

Экономия в этой ситуации оборачивается внушительными тратами на услуги адвокатов, а также многочисленными претензиями со стороны контролирующих органов и инвесторов.

Устав должен учитывать специфику управленческой формы, особенности взаимоотношений бизнесменов. Особое внимание правозащитники уделяют вопросу о распределении прибыли, периодичности выплаты дивидендов, а также иным финансовым вопросам. Отказ от проработки указанных положений влечет серьезные проблемы.

Таким образом, разработка устава остается ключевым этапом создания коммерческой организации. Специалисты рекомендуют отказаться от попыток самостоятельного составления документа и доверить решение этой задачи проверенным профессионалам.

26.06.2014
16:41
Рубрика: Нормативные документы